Яой — одно из самых отвратительных порождений японской культуры. Лишённый
смысла, лишённый достоверности и реалистичности, лишённый каких-либо попыток
отразить действительность или человеческое отношение к действительности, он не
заслуживает права называться жанром художественных произведений. Суть яоя —
фэнсервис для девушек. Мальчики, поведением полностью совпадающим с поведением
девочек (любовь к всяким рюшечкам, кокетство, ветренность, наигранная
нежность) влюбляющиеся в других мальчиков, являющихся женским идеалом
мужественности и красоты. Извращённый эллипс, пытающийся обойти культурное
табу на «первый шаг» со стороны женщины в любовных отношениях с мужчиной.
Женщину заменили на мужчину, оставив в исходными и характер, и поведение,
и даже физиологические реакции на сексуальное возбуждение.
Сёнен-ай (shounen-ai), лишь разновидность яоя, в которой один из партёров —
юноша или подросток. Всё остальное — характерные черты яоя. Не более. Как
пример махрового яоя и сёнен-ая нельзя не назвать Sukisyo.
Постепенно обогащаясь и развиваясь, яой добавил в аниме весьма много
«строительного материала», отдельных образов, которые потом с успехом
использовались в других произведениях: страдающие ангелы, изнурённые
страданием яойные бисёнены-злодеи, тонкая проволока, спелёнывающая жервтвенную
фигуру... Но сам жанр оставался в стагнации. Даже лучшие представители его,
такие как Yami no Matsuei и Gravitation не ушли далеко. Давили каноны,
заставляющие жанр быть нереалистичным. Невозможно сделать из девочки мальчика
лишь дорисовав соответствующие детали. Поведение, характеры, реакции на
события — всё оставалось исключительно женским. Плюс, ещё характерная для
сёдзе-жанра любовь к страстно-тягомотному мыльному сериалу, с бесконечными
недостоверными совпадениями, расставаниями и сближениями. Отдельно ещё надо
упомянуть женскую любовь к показушной трагичности и жестокости. Основное
различие «женской» и «мужской» — это причины. Если «мужская» жестокость
— это, пардон, банальный мордобой по поводу (возможно, с последующим
изнасилованием ^_^), то женский тяготеет к визуальной трагичности, к
предрешённости и безысходности. Герой, который просто обречён убить свою
возлюбленную. Именно обречён, не вынужден. Классическими примерами такого
можно назвать Fushigi Yuugi (где героиней обязательно трапезничают в финале
разгула желаний), Mai HiME (где героини обязательно вынуждены сражаться друг с
другом, причём ставкой в битве служит жизнь самого любимого ими человека), X
(в котором антипод главного героя обязательно выбирает противоположную сторону
по отношению к выбору героя, да ещё и убивает его девушку)...
Loveless как раз пример ортодоксального яоя. Принципиально трагичная система
боёв (удары принимает на себя возлюбленный атакующего); мальчик, неотличимый
по поведению от девочки. Второй герой — почти классический сэмэ (старший в паре).
Для усиления начального впечатления, скажу, что сделан он по незаконченной
манге, и как все произведения, которых настигла подобная судьба, остался
в состоянии «недосняли». Оборванные сюжетные линии, без смысла появившиется
герои. Обещание «всё только начинается», звучащее в последней серии.
12 серий, достаточных в качестве пролога к долгому сериалу. Но никак не
являющиеся самостоятельным произведением.
И всё же талант J.C.Staff ощущается в полный рост. Loveless получился настолько
хорош, что его можно сравнивать даже с обычными анимешными сериалами. Среди
всего яоя, Loveless — лучшая работа за всю историю аниме.
Ортодоксальный, соблюдающий все правила обычного яоя, он сумел скрыть,
замаскировать, объяснить и обойти все слабые места яоя.
Всего несколько допущений, кардинально меняющие впечатление при просмотре.
Наконец-таки появились девушки на равне с мальчиками. Негласное табу, в котором
в яое сексуальными объектами могут быть только юноши-укэ, нарушили, всего лишь
добавив несколько девчонок и мальчишку, влюблённого в девочку.
Лишь несколько штрихов реализма, чуть большее внимание к действительности —
и яойные мотивы перестают быть абстрактной конструкцией, мягко вписываются
в действительность, обретают жизненность и естественность. Вместо противоествественного
засилия яойных бисёненов на экране появляется простая идея: в любви пол не важен.
Идея эта гармонично дополнилась явной юрийной линией, окончательно смещая фокус
с наличия романтичного яоя на наличие «романтичной трагичности».
Оригинальные, характерные исключительно для J.C. Staff решения, с самых первых
моментов выделяют Loveless среди стандартно-школьных романтических историй. Нигилизм,
детское противостояние парии и коллектива. Начала плетущихся интриг, слухов.
Двуличность.
Всё показывается в простых, достоверных формах.
Отличная сцена встречи двух героев, достоверная и правильная. Ни один 12ти летний
мальчик, если взрослый незнакомый дядя поймает его за руку не станет краснеть
и влажно моргать глазками. Вырваться, убежать — вот естественная реакция.
Именно такие естественные сцены, не следующие очевидному девическому штампу
«они встретились глазами и в их сердцах вспыхнула вечная любовь», старающиеся
быть близкими к дейcтвительности, и составляют немалую толику очарования Loveless.
Впрочем, увы, сам сериал, не получив продолжения, остался странным вступлением
ни к чему. Много, очень много всего. Оборвавшееся даже не на середине,
на самом начале, повествование, увы...
Блестящие сюжетные решения (о, эти кошачьи ушки, в мире Loveless указывающие
на девственность их обладателя), отличная графика, хорошо проработанные
герои — всё пропадает вместе с финальными титрами. Ни единой идеи, ни единого
настроения, ни сюжета. Всё обещают, но почти ничего не успевают показать.